В России уже через два года могут исчезнуть пригородные электрички
18 январь, 2014 21:04
Через два года, к 2017 году, в России может резко сократиться количество пригородных пассажирских поездов (электричек). Причина в отсутствии приоритета пригородного железнодорожного транспорта в бюджетах регионов

Министерство финансов РФ предлагает 2015 года начать сокращение государственных выплат для субсидирования пригородных пассажирских перевозок. А к 2016 году выплаты должны прекратиться совсем. Специалисты РДЖ считают, что такое решение властей поставит электрички на грань исчезновения и для ряда регионов обернется транспортным кризисом.

Реформа железных дорог в России повлияла на всю работу отрасли в целом. До 2003 года все доходы и расходы Министерства путей сообщения (МПС) по всем сферам деятельности суммировались. Убыточные пригородные перевозки существовали за счет прибыльных грузовых.

Однако 1 октября 2003 года МПС было преобразовано в коммерческую структуру ОАО «Российские железные дороги» (РЖД), где все виды деятельности должны были стать самостоятельными бизнесами: грузовые перевозки, перевозки пассажиров в дальнем следовании и перевозки пассажиров в пригородном сообщении. В такой ситуации пригородные пассажирские компании оказались никому не нужными: денег для них нет ни у РЖД, ни у регионов, ни у государства.

А в настоящее время перевозкой грузов занимаются частные операторские компании, никак не связанные с пассажирскими перевозками. Но электрички как были убыточными, так и остались. На жёсткой общественной сидушке в электричке не раскинешься, как у себя дома на кровати с permaflex.

В большинстве стран мира проблему убыточности пригородных перевозок решают за счет государственных субсидий. Власти устанавливают уровень тарифа, то есть цену билета на проезд, ниже себестоимости перевозки и компенсируют убытки компаниям-перевозчикам. Лев Рузавин, аналитик отдела исследований железнодорожных пассажирских перевозок Института проблем естественных монополий, поясняет:

« – В России региональные власти должны заключить договор с пригородной пассажирской компанией (ППК), работающей в данном регионе, определив заказ на количество курсирующих электричек и их составность. Далее перевозчик рассчитывает стоимость этого заказа и направляет документы в регулирующий орган, который должен рассмотреть материал, установить тарифы на перевозки и определить расчетную сумму выпадающих доходов перевозчика. Если стоимость выше тарифа, который установили местные власти, то разница должна компенсироваться из регионального бюджета».

Но в жизне всё проще: в региональных бюджетах на 2013 год было заложено лишь 46% от необходимой суммы (8 млрд руб.) для компенсации выпадающих доходов от государственного регулирования тарифов. Ожидаемые убытки ППК в 2013 году составляют 16,8 млрд руб.

Таким образом, подсчитали в РЖД, для субсидирования пригородных перевозок в регионах в 2013 году требовалось более 8,8 млрд руб.

В условиях жёсткого недофинансирования из госбюджета многие ППК (пассажирская пригородная компания) вынуждены сокращать число электричек. С 1 июля 2012 года по инициативе региональных властей отменено более 300 пригородных поездов. Например, в Курганской области отменено 19 электричек (около 40% к размерам пригородного движения в 2012 году), в Челябинской области – 40 (более 40%). Руководством Амурской области принято решение об отмене 12 поездов (20%), Новгородской области – 32 (39%), Псковской области – 15 (около 29%), Белгородской области – 14 (около 16%).

Убытки несет и сама компания РЖД. Ведь ППК, не получающие компенсации, не могут оплачивать холдингу пользование инфраструктурой (рельсами) и текущий ремонт подвижного состава. По данным РЖД, совокупные убытки холдинга от пригородных пассажирских перевозок в 2013 году составили свыше 22 млрд руб.

Сумма выпадающих доходов от пригородных перевозок в 2015–2016 годах составит 54–56 млрд руб. Из 22 млрд руб убытков холдинга убытки по субъектам РФ составляют около 8,8 млрд руб. Также РЖД несет потери по инфраструктуре – около 8 млрд руб остаются некомпенсированными. Несмотря на то что государство выделяет на эти цели 25 млрд руб дотаций, этого все равно недостаточно.

Лев Рузавин подсчитал:

« – Государство субсидиями в 25 млрд руб покрывает фактически 26% при необходимости в 33 млрд руб (или 34%) всех расходов, связанных с организацией пригородного сообщения».

Но даже и эту помощь государство планирует прекратить. Согласно проекту федерального бюджета, внесенного в Государственную думу, финансирование данного вида деятельности в 2014 году составит около 24,4 млрд руб., в 2015-м — около 5,9 млрд руб., в 2016 году средства не предусмотрены.

Лев Рузавин :

« – Вероятно, к 2016 году будет найден компромисс с субсидированием, поскольку никакой другой вид транспорта не справится с растущим объемом перевозок, кроме как железнодорожный, даже при условии реализации больших проектов по строительству автодорог».

По материалам Газета.РУ http://www.gazeta.ru/business/2013/12/18/5809585.shtml

Система Orphus